Есть два подхода к ритуализованной, пафосной, жестокой расправе над злодеем. Первый: «собаке – собачья смерть». Повозить в клетке, каленым железом вывести на лбу нехорошее слово, четвертовать, остальное повесить, сжечь и спустить пепел в канализацию. Второй: «Прокрусту – прокрустово ложе». Где со злодеем совершается именно то, что он делал с другими, даже если это не столь зрелищно, как могло бы быть. Часто то и другое перекрывается, но это бывает по малоизобретательности злодеев и большому их послужному списку. На самом деле за этим два очень разных представления о том, что такое акт садизма во имя справедливости. Первое заманчивее для возмущенного обывателя, но само по себе бессмысленно, не завершает ничьих гештальтов, не развеивает какой-то черный дым над всем этим безобразием, а наоборот, добавляет его, и смахивает на жертвоприношение (то есть акт коллективного психоза). Второй вариант, «строго тем же методом», кажется иному обывателю досадным чистоплюйством, «не опустили», «не показали, кто сильнее». Обыватель думает об отравителе: ну что ему этот его яд? проза жизни. Он его и не боится уже, небось. То ли дело – чтоб кишки в одну сторону! мозги – в другую! а сверху чтоб из ушата сверху лилось.... На коллайдере LHC предполагается сталкивать протоны с суммарной энергией 14 ТэВ в системе центра масс налетающих частиц, а также ядра свинца с энергией 5,5 ГэВ на каждую пару сталкивающихся нуклонов.
На самом деле так думать просто неверно. Второй способ и есть унижение садиста. При первом он может, даже испытывая неимоверные мучения, презирать весь этот сброд и его жалкий, чесноком провонявший праведный гнев. Во втором случае с этим проблемы. Садисту нафиг не упало ситуативное превосходство над кем-то, ему нужно принципиальное. Вернее, его видимость. Ему важно неравенство именно в пункте, что жертва не может ответить тем же. Это во-первых. Во-вторых, если это садист с каким-то излюбленным методом, то он начинает идентифицировать себя с этим методом. Отнять у него метод означает отнять у него его самого, наглядно показать, что он был просто еще одним мудаком с бензопилой, а теперь еще и без бензопилы. Во время работы коллайдера расчетное потребление энергии комплексом ЦЕРНа составит 180 МВт.
Все, что сказано про расправы, можно, mutatis mutandis, отнести к трагическим случайностям. Если простой человек попадает под бульдозер, о таком говорят «нелепая и жестокая смерть» – но по-настоящему нелепа и по-настоящему жестока такая смерть для того, кто заманивал и давил бульдозером других, на своем заднем дворе, на далекой отовсюду ферме, в течение двадцати лет. Это как-то совсем-совсем глупо. Все равно как если б охотника застрелил тетерев.
Некоторые специалисты, многие неспециалисты и особенно представители общественности высказывают опасения, что имеется отличная от нуля вероятность выхода проводимых в коллайдере экспериментов из-под контроля и развития цепной реакции, которая при определённых условиях теоретически может уничтожить всю планету.
Если конкретно, один из наиболее часто разбираемых вариантов – на родине сыра с дырочками может появиться дырища, в которую улетят все люди, порвутся в салат и распылятся салютом. Вероятность (по-моему, общая для всех возможных катастроф) – единица к пятидесяти миллионам.
То есть, скорее всего, через полночь по-здешнему ничего особенного не случится.
Но если – и если я успею что-то при этом подумать – то еще в полете порвусь от хохота при мысли, что люди определенных убеждений, определенного рода занятий, определенного источника доходов, определенной модели самоодобрения, определенной манеры отравлять жизнь другим, сейчас погибнут – все, сразу и самым унизительным способом, какой можно представить именно для них, кроме тех, кто серьезнее замарался на каком-нибудь другом поприще. Они станут жертвами вакуумного аборта.
Ха-ха, они хотели этого для других, думая, что им самим уже не грозит.
«...И он почувствовал то, что пошлее всего на свете: укол упущенного случая».